КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР как Бизнес 

 

 

 

 

e-mail   gfhfiehfvf@gmail.com    г.Невинномысск

Кукло-вождение

Для выступлений на публике, пусть даже такой доброжелательной и неизбалованной как дети, нужен минимальный набор актерских навыков. Ширма, декорации, красивые куклы, полностью записанный профессионалами спектакль - всё равно требуют исполнительского, если не искусства, то по крайней мере ремесла.

В разделе "куклы" говорилось, что должна уметь делать кукла в руках актера. Разберем поподробнее.

               Сразу оговоримся - это не профессиональная работа актеров, которых этому учат 4 долгих года, мы даже работаем не так, профи работают куклой" на себя", т.е. видя мимику и движения своего героя . Это так, отступление во избежание гнева тех, кто собаку съел на кукло-вождении.

Основная задача актера -"оживить" героев.

Начнем с выхода: если у ширмы отсутствуют кулисы, то в любом случае кукла появится снизу, выходят куклы на ширму как на "сцену", будто по ступеням. Идёт боком, как живая, переваливаясь при ходьбе с движением вверх-вниз, не забывая помогать себе руками..всё как человек. То же самое с уходом, развернулась и идет опускаясь как человек по ступенькам. Это не так сложно как кажется, не нужно торопиться, сделайте для начала всё медленно , но правильно. Если вы заставите свои руки выполнять нужные движения, в дальнейшем это будет происходить автоматически (мышечная память очень сильна, раз научившись кататься на велосипеде или коньках, ни когда не разучитесь) .

(Если ширма с кулисами, то выход снизу "по ступенькам" конечно не нужен, но кулисы существенно сокращают пространство сцены, расширение ширмы приводит к тому что её не удается установить во все помещения.)

ВАЖНО: даже если вы не успеваете на свой выход, ни в коем случае не "выскакивайте" из кулис, если только этого не нужно по сюжету. Пусть кукла говорит как бы издалека и выходит нормально, поверьте это важно. По самой сцене нужно перемещаться тоже как живой персонаж, ходя и переваливаясь, а не перелетая.

Дети видят представление сидя ниже уровня грядок, а потому - кукла выйдя на сцену, должна повернувшись лицом к зрителям быть чуть наклонена вперед. Нужно "смотреть" в глаза зрителям, а не поверх голов.
             Не важно, играете ли вы спектакль под фонограмму или озвучиваете куклу сами, движения героя должны дополнять звук. Здесь обычна ошибка неопытных актеров - тряска головой на каждый звук, потренируйтесь перед зеркалом. В основном идет кивок головы на одно слово, иногда даже меньше. После слов, всё равно наступает пауза, то ли вы ждете ответа детей или говорит другой герой, ни в коем случае ваша кукла не должна "умереть". Это смотрится ужасно. Например: вы поздоровались с детьми и ждете ответа, "рассматривайте" зал, как бы убеждаясь что все ответили. Если говорит другой герой и естественно жестикулирует, движения молчащей куклы не должны перебивать говорящего ( иначе дети не поймут кто сейчас говорит) , но и замирать при этом нельзя.

          Работаем с двумя куклами.(как раз профи не работают так, там всё по настоящему, скорее одной куклой будут управлять 2-3 актера, а не наоборот)

Пробуем для начала выйти куклами с разных сторон ширмы. Как ни странно, но это проще, вот увидите. Сначала выходит один герой, проходит к противоположной стороне, пока не станет удобно вывести вторую куклу. Вторая кукла так же поднимается по ступеням на встречу первой, первая "отыгрывает" появление второй. Первая отступает назад давая простор второй, вместе они поворачиваются к детям с наклоном( не забываем что дети смотрят чуть снизу). Все диалоги между героями ведутся как бы через зрителей, посмотрел на соседа, но основное говорится обращаясь к детям.Так же куклы расходятся, одна провожает пока не станет удобно увести куклу по ступеням, после чего разворачивается и уходит в противоположную сторону. И самое сложное, выход и уход 2-я куклами с одной стороны. Тут писать долго, смотрим видео.

Повторим основное: выходит первая, затем вторая - первая при этом не падает , не замирает, не колыхается на месте, дорабатываем движения ногами. Идут боком(понятно что тяжело вывернуть первую руку, поэтому вторая как отвлекающая, вот она то правильно делает всё) и вместе поворачиваются к детям с наклоном, акцентируем поворот.

Уход: акцентируем поворот, идут вместе, первая начинает уходить, вторая ни в коем случае не начинает опускаться одновременно с первой - не зарывается в землю, а доходит до того места где начала опускаться первая. Смотрим на себя в зеркало, снимаем себя на видео , этот элемент должен быть отработан как можно лучше.( старайтесь сделать всё хорошо, плохо само получится) Куклы могут быть разного роста, следим чтоб они таковыми и оставались на сцене, не показываем руку, но и не падаем (дети очень четко это отслеживают, аж слышно-"аа, смотри зайчик упал")

             Ещё актер должен уметь менять руку в кукле, а так же передавать её и забирать у другого актера. Делается это в момент когда кукла говорит, она двигается, а значит и передача проходит не заметно для зрителя.

На первой грядке работают либо стоя на коленях, либо со сгибом. На средней( основной) легче работать на вытянутых руках, ибо руки устают. Не бойтесь , болеть перестанет где-то недели через 2. Просто мы задействуем мышцы которые не используем в обычной жизни, как только натренируем - всё пройдет.

И так, кукла ходит, хлопает в ладоши, говорит "да"- кивая головой, так как кукла не умеет вертеть головой то " нет" она кивает вбок в разные стороны, "топает", плачет (наклоняясь вперед), смеется (откидываясь назад), достает предметы, танцует, если вынуть пальцы из рук персонажа то 2 куклы могут в умелых руках крутиться на месте.

Не переставайте оттачивать движения руками, это всё чем вы можете выразить чувства и эмоции героя, а значит нужно стараться. Хорошо помогает внутренний диалог для выражения нужных движений. Играйтесь, театр это игра!


 

Следующий этап - работа в ростовой кукле.

Ростовая кукла всегда отличается наличием большой головы, а потому все движения актера должны быть широкими и можно сказать утрированными. 

           Есть костюмы ( Миньон, Спанч Боб - да дети хотят видеть популярных героев, поэтому "поросенок Фунтик" например им не интересен, большинство даже не знают кто это такой) где и тело и голова это одно, движения в таких костюмах наиболее сложны, ибо у вас даже талии нет, чтоб потанцевать, здесь движения наиболее размашисты. Если же вы играете героя из мультфильма, не поленитесь и пересмотрите как герой двигается в мультике, дети на этот счет очень щепетильны. Например: свинка Пеппа двигается как плоская рисованная героиня.

Видео в ростовой выложу чуть позже.....

Оставьте свой отзыв о нашей работе
Проверочный код *
Товар добавлен в корзину